Принципы работы с информацией

  ВВЕДЕНИЕ
Наше время,  конец XX - начало XXI века,  называют информационной эпохой. Бурное развитие технологий стало причиной того, что объем данных, существующих в мире растет постоянно, и это приводит к качественному изменению всего общества и каждого человека. Так, по сведениям, некоторых специалистов, человеческая память может вместить свыше миллиона гигабайт информации, но это примерно в миллиард раз меньше объема всех существующих на свете данных (если взять оценку исследователями “веса” всей информации, находящейся в сети Интернет).
Мы с вами знаем, что все знать невозможно, стыдно, не хотеть знать, не хотеть развивать навыки  и умения человека 21 века.
Прием в фонд библиотеки книжных новинок
В современном мире на первое место выходит навык быстро находить  информацию “под конкретные нужды”, умение фильтровать найденную информацию, избавляясь от избыточного. Данное умение лежит в основе функциональной грамотности современного человека.
Мы, библиотекари, педагоги должны помочь учащимся приобрести навык быстро находить информацию, "компас" в море информации и научиться им пользоваться.
Самый известный вымышленный герой, Шерлок Холмс, сравнивал человеческий мозг с маленьким пустым чердаком “Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке.”
И сегодня мы поговорим о принципах, приемах работы с информацией, которые помогут нам эффективно работать.
Информация — один из элементов мышления, включающий факты, наблюдения, личные переживания.
В тоже время умение работать с информацией сегодня - это жизненная необходимость, которая часто определяет нашу успешность. Наше мастерство во многом зависит о того, как быстро мы можем освоить новые направления деятельности, узнать о современных достижениях, овладеть новыми навыками. Мы, к большому сожалению, до сих пор не умеем по настоящему грамотно пользоваться книгами, учебниками и учебными пособиями, тем более… интернетом.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Сегодня хочется обратить внимание на приемы эффективной работы с информацией. При подготовке данного материала нашла в глобальной сети пост Ирины Пермяковой от 2016 года о принципах работы с информацией, который на мой взгляд, актуален и сегодня, и который захотелось мне представить коллегам педагогам-библиотекарям. Мысли очень правильные и хочется ими воспользоваться, особенно в профессиональной деятельности.

Я считаю, сегодня надо говорить о принципах работы с информацией, как с коллегами, так и с читателями, пользователями библиотек, школьниками, которым приходиться много работать с разными информационными источниками.

И начать стоит, наверно, с принципов работы с информацией, ключевых идей, позволяющих сократить время и увеличить продуктивность обработки любой информации.

Принципы работы с информацией: цели

В жизни мы часто ставим цели, когда нам нужно действовать. А когда мы берем в руки книгу или слушаем лекцию, то, увы, о цели почему-то не задумываемся.

На самом деле постановка цели в чтении определяет нашу скорость.  Цель чтения (или прослушивания, глубину погружения в материал и понимание текста, информации, аудио) наряду с некоторыми другими факторами влияет на нашу скорость чтения.

Цель определяет стратегию чтения, скорость и качество погружения. Постановка цели в чтении определяет нашу скорость. Предлагаю рассмотреть несколько примеров.

Примеры 1.
Если вы читаете художественную литературу для удовольствия. Вам хочется погрузиться в мир языка автора, его речи, хитросплетений сюжета. Ваша стратегия будет — получить удовольствие, читая то быстро, то медленно. Иногда останавливаясь и даже перечитывая особо интересные мысли и фразы.

Пример 2.

Вы читаете статью, чтобы узнать свежие новости в вашей профессиональной сфере. У вас нет необходимости да и желания «наслаждаться языком автора». Ваша цель — быстро получить новую информацию, отсечь известное, понять новое. В данном случае скорость будет максимальной, вы будете не просто читать, а работать с информацией. Извлекать из нее важное.

Пример 3.

Вам нужно понять материал, выяснить новое, разобраться и запомнить. В этом случае ваша стратегия будет также отличаться. Вы будете работать над информацией, повторять, возвращаться и сверять ее с тем, что запомнили.

Как видите цели могут быть разные:

  • получить удовольствие от чтения

  • найти информацию

  • узнать новое

  • понять текст

  • прочитать и выучить новое

Если вы заранее, до чтения, поймете свою цель, вам проще будет читать, вы будете более гибко подходить к тексту, пропуская легкое и известное, если нужно, или замедляясь в том, что важно.

Совет: Ставьте цель каждый раз, когда открываете книгу и ваше чтение будет быстрее и продуктивнее.

Принципы работы с информацией: гибкость

Можно ли все читать одинаково быстро? Нет. Читать все одинаково бессмысленно и неэффективно. Чем больше абстрактных слов содержит текст, тем дольше он будет обрабатываться в мозгу и медленнее читаться.

Если же текст полон образных слов и фраз, которые вы можете легко нарисовать в своем воображении, тем быстрее его можно прочесть. Например,  посты довольно абстрактные, сложнее воспринимаются. А если предложить рассказ «Петя пошёл гулять с собакой, собака нашла старый ботинок, ботинок был с дырой», то вы легко представите себе всю эту картину.

Сложные тексты с изобилием незнакомых вам терминов читаются медленнее, думаю, это понятно. Также надо не забывать о гибкости внутри текста. Есть части большого текста, которые читаются легко. Скажем, вступления, примеры из жизни. Есть более сложные части, которые объясняют сложные мысли. Внутри одной книги можно и нужно менять скорость чтения. Наша цель — усвоить, а не пролететь глазами.

Подумайте, проявляете ли вы гибкость в чтении?

Принципы работы с информацией: Усвоение
Для меня чтение — это понимание смысла прочитанного, основной мысли. Это понимание и запоминание интересных и важных фактов и открытий. А ещё достижение цели чтения. Все это вместе и есть усвоение текста.

Если книга, не оставила впечатлений, вы остались равнодушны к ней, не сделали никаких открытий, она как пустой разговор, влетела в одно ухо, а в другое вылетела, то какой толк был в ней? Пустая трата времени.

Все мы любим книжные новинки, иногда читаем то, что попало в руки или взгляд упал на заголовок книги, который привлек и ты в спешке листаешь книгу и решаешь, будешь читать или нет. Я не отказываюсь от классиков Островского, Шолохова, Толстого и т.д. Бывает просто хочется быстрого и легкого, иногда профессиональную литературу полистать, почитать не мешает нам. В последнее время я читаю В.О.Рузова (Успешно жить не запретишь) Джо Витале (Жизнь без ограничений) Филиппа Гогенгейм (Теофраст Парацельс: Лечебник Парацельса. Исцеляющая астрология), Катерину Соляник (Подсознание и интуиция. Что подсказывает ваш внутренний голос) и т.д.

Мы читаем, осознаем новое, меняем свою жизнь, свое поведение. Это здоровое чтение. Если читать много и не усваивать, не применять, то каждая последующая книга приносит все меньше пользы. Есть люди, щелкающие книги как орешки. Но пользы от книг они не получают.

А есть те, кто читает мало, но пользуется многим из прочитанного. У кого больше результатов? Думаю, догадываетесь. Поэтому лично я стараюсь усваивать книги, перечитывать, применять на практике.

  Принципы работы с информацией: применение

По поводу данного пункта, думаю, было бы верно, применять прочитанное на практике. Читаешь книгу, находишь совет по самосовершенствованию или по профразвитию, берешь на заметку и постепенно воплощаешь в жизнь. Мы с вами знаем, идеи на практике либо отвергаются, либо принимаются. Думаю, это и есть осмысленная работа с информацией.

Все наше проглатывание книг бессмысленно и бесполезно, если мы не применяем на практике то, о чем читаем

Работа с информацией — это инструмент, а не цель. Цель — это изменить свою жизнь, усовершенствовать что-то, узнать новый взгляд, задуматься о чем-то. Информация должна нам помогать воплощать идеи в жизнь.

Кстати, применение прочитанной информации является одним из способов ее хорошо запомнить, поэтому используйте этот принцип, когда изучаете, открываете что-то новое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, сегодня я представила основы работы с информацией, пойманные в сети Интернет, которые вам возможно были знакомы или вы читали об этом ранее. Я думаю, именно эти принципы помогают нам успешно владеть информацией в жизни и предлагаю  вам их активно использовать в работе. 

Использованная литература

1. Основные приемы работы с информацией. Ирина Пермякова https://razvitie-intellecta.ru/osnovnye-principy-raboty-s-informaci/


    Комментарии

    Популярные сообщения из этого блога

    Веб-сервисы для продвижения книги и чтения